Рыба. Много рыбы.
Тостеры
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22014-04-19 15:18:30
F,sh
Абыр
Отредактировано HerrHexenmeister (2014-04-19 15:18:34)
Поделиться32014-04-19 15:18:40
Абрвалг
Поделиться42014-04-19 15:18:50
Главрыба
Поделиться62017-03-17 07:07:30
Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1
Танк находился в производстве с августа 1942 г. по август 1944 г. За 2 года было выпущено 1354 боевые машины. Все это время эксклюзивным производителем «Тигров» оставалась фирма «Хеншель и сын АГ» (Henschel und Sohn AG), хотя ряд других предприятий и фирм был допущен к производству компонующих деталей для танка. Производство каждого танка занимало 300 000 человеко-часов и стоило 800 000 рейхсмарок. Для повышения ответственности экипажа за свою боевую машину эти данные были приведены в техническом наставлении к танку. Своего пика выпуск «Тигров» достиг весной 1944 г. - более сотни машин в месяц, целых 3 новых танка в день! Работы велись в три смены без выходных. По иронии судьбы пик выпуска "Тигров" совпал с пиком налетов авиации союзников на промышленные объекты Германии, причем заводы по производству танков числились в числе целей наивысшего приоритета.
Основное игровое предназначение машины, рекомендации по тактике использования
«Тигр» является первым тяжелым танком в ветке прокачки Германии. Он имеет великолепное бронирование по сравнению с предшественниками и отличное орудие. Многие игроки соблазнившись этим «задирают нос» и, презирая элементарные тактические принципы летят в убийственную для себя атаку, требуя от техники невозможного.
Следует уяснить, что «Тигр» имеет множество уязвимостей и умелый противник может этим воспользоваться. Но все уязвимости при умелой игре нивелируются его достоинствами.
Основные принципы и советы
- Всегда следует находиться по отношению к противнику ромбом. Даже при движении. Это позволяет увеличить толщину брони, которую придется снаряду пройти, что бы попасть в боевое отделение.
- Следует исключать и пресекать попытки противника совершить фланговый обход. Борт «Тигра» наиболее уязвим, поскольку он менее бронирован, нежели лоб, а сразу за броней находятся боеукладка и топливные баки, попадание в которые зачастую фатально, также в результате пробития могут пострадать члены экипажа и другие модули, повреждение которых тоже может сделать танк небоеспособным или уничтожить.
- Для снижения вероятности подрыва боеукладки можно уменьшить количество снарядов в ней. Это возможно проделать в меню выбора техники после загрузки боя, передвинув ползунки снарядов.
- В боеукладке большую часть места следует отдать под бронебойные снаряды. Также рекомендуется возить некоторое количество фугасных снарядов для борьбы с артиллерией и ЗСУ противника. Кумулятивные снаряды крайне неэффективны, поскольку уступают бронебойным в пробитии на основных дистанциях боя, а также имеют посредственную баллистику.
- Вести стрельбу следует наверняка, при полной остановке, выждав окончание раскачки танка. На близких дистанциях боя следует целиться в наиболее уязвимые места танка противника для его эффективного и гарантированного поражения с 1-2 выстрелов.
- Не следует играть уставшим, утомленным и если нет возможности сконцентрироваться на игре. Ничего, кроме нервозности, расстройства и падения результативности такая игра не принесет.
Выбор позиции
Выбирать позицию следует так, что бы все подходы к ней хорошо просматривались и простреливались. Таким образом, противник не сможет застать врасплох фланговым обходом. «Тигр», занявший выгодную позицию, способен удерживать в одиночку направление. В режимах «Захват» и «Превосходство» необходимо выбирать позицию, с которой можно отбить и в дальнейшем захватить точку. Всегда следует рассчитывать на совместное с союзниками наступление, поскольку нахождение «Тигра» на одной позиции в течение всего боя может неблагоприятно сказаться на шансах на победу. «Тигру», после сдерживания позиции и разгрома волны наступающего противника, следует продвигаться совместно с союзниками для дальнейшего разгрома и окружения неприятеля. Также следует предусмотреть пути отступления в случае необходимости ремонта или при встрече с грозным противником, превосходящим «Тигра» в бронировании и огневой мощи. Нежелателен выбор позиции на гребне голой возвышенности, поскольку танк избравший себе эту позицию станет приоритетной целью для орудий противника, ввиду своей открытости и заметности.
Борьба с более мощным противником
«Тигру» нередко приходится иметь дело с техникой, превосходящей его в бронировании и огневой мощи. Ни в коем случае недопустимо входить в дуэльные схватки с ИС-2. Орудие «Сталина» способно пробить «Тигра» с дистанции более 2 км и подбить или уничтожить его! Лобовая броня ИС-2 же неприступна для орудия «Тигра» на дистанциях свыше 500 м. Следует забыть о том, что «Тигр» - тяжелый танк, теперь необходимо действовать гораздо аккуратнее и стараться незаметно обойти ИС-2 с флангов, благо его бортовая броня уязвима на дистанциях до 1км
Не стоит пытаться идти в лоб и на прочую технику, имеющую орудие калибром свыше 100 мм.
Сильные и слабые стороны машины
Сильные стороны
Хорошая для своего ранга лобовая броня;
Хорошее орудие, позволяющее пробивать в лоб большинство встречающихся противников;
Неплотная компоновка танка дает больше шансов выжить экипажу после пробития;
Хорошая подвижность дает возможность быстрой смены позиции;
Великолепные углы вертикальной наводки.
Слабые стороны
Небольшая скорость поворота башни;
Боеукладка расположенная по бортам, любое пробитие в борт может оказаться фатальным;
Переднее расположение трансмиссии, ее повреждение в результате пробития в лоб обездвиживает танк.
Вооружение
Главный калибр «Тигра» - пушка 8,8 cm Kampfwagenkanone 36 L/56, танковый вариант знаменитой зенитной пушки Flak-18/36. Для своего времени орудие танка "Тигр" являлось самой мощной танковой пушкой в мире, способной поразить любой танк на дистанции до 2000 м. Мощность бронебойных снарядов была столь высока, что у советских танков от удара срывало башни и отбрасывало на несколько метров. Среди немецких солдат тут же родилась шутка, что «русские танки снимают шляпы перед “Тиграми”». Такой успех имел огромное воздействие на боевой дух немецкой армии. Обычно стрельба по бронетехнике велась с дистанций до 1000 м. На этих дистанциях опытный наводчик выводил из строя танк противника одним снарядом. На дистанции порядка 2000 м хорошим результатом считалось четыре снаряда на один танк. Стрелять на дистанции более 2000 м не рекомендовалось, хотя допускалось поражение неподвижных целей на дальностях до 2500 м.
На больших дистанциях цели должны были поражаться залповым огнем взвода "Тигров". Иногда огонь по незащищенным целям велся одиночными танками на очень больших дальностях. Известен случай уничтожения "Тигром" советской пушки на конной тяге на дистанции 5000 м. В Африке опытные наводчики зенитных орудий привлекались для ведения контрбатарейной борьбы, временно заменяя штатных наводчиков танков "Тигр" из 501-го тяжелого танкового батальона. Известен случай подавления британской батареи 26-фунтовых пушек на дистанции 7600 м.
Бронезащита и живучесть
Танки «Тигр» получили очень мощную бронезащиту. Использовалась катаная хромоникельмолибденовая гомогенная броневая сталь. Бронелисты соединялись между собой на шипах, после чего их стыки проваривались специальными двойными швами , что позволило достигнуть высокой механической точности. Наглядно показывает надежность бронирования «Тигра» следующий случай: «…На южном участке Восточного фронта в одном, шестичасовом сражении «Тигр» получил 227 попаданий из противотанковых орудий противника, не считая 14 попаданий 57-мм снарядов 11 – 76.2-мм. При этом его броня осталась неповрежденной! Опорные катки разлетелись на куски, вылетели два торсиона, несколько противотанковых снарядов застряли в трансмиссии, три мины разорвались под гусеницами. И тем не менее после этого «Тигр» прошел еще 60 км по пересеченной местности!...» Из-за своей неуязвимости «Тигры» даже получили гордое имя: «Общество страхования жизни». Ведь танкисты, сидя в нем, чувствовали себя в наибольшей безопасности, чем где бы то ни было.
История создания
Работы по созданию нового тяжелого танка начались лишь в 1937 г. Именно тогда фирма «Хеншель и сын АГ» получила заказ от управления вооружений сухопутных войск на разработку тяжелого 30-33-тонного танка, который получил обозначение DW1 (Durchbruchwagen – танк прорыва).
Как только начались испытания, фирма неожиданно получает распоряжение свернуть все работы над прототипом и приступить к разработке сверхтяжелого 65-тонного танка. Вскоре были созданы два прототипа VK6501,
но едва их начали испытывать, как поступила новая директива – вернуться к предыдущему варианту – DW1. Вскоре, в 1940 г. Был представлен усовершенствованный вариант нового танка, получившего обозначение DW2.
В 1941 г. Начались испытания, в это же время к процессу разработки нового «танка прорыва» подключаются три фирмы – «Порше», «Даймлер-Бенц АГ» и «МАН».
На стадии испытаний прототип получил обозначение VK3001(H). Всего было построено 4 прототипа, которые формой корпуса напоминали Pz.Kpfw. IV, зато имели новую ходовую часть с 7 парами обрезиненных опорных катков при 3 парах поддерживающих.
Вот-вот должно было начаться серийное производство, но появление советского танка Т-34 заставило отправить проект в мусорную корзину.
Вскоре были представлены новые проекты. Проект Фердинанда Порше VK3001(P) с электрической трансмиссией и продольной торсионной подвеской показался комиссии слишком нетрадиционным и сложным в производстве, поэтому был отклонен. Проекты «МАН» и «Даймлер-Бенц АГ» комиссия сочла устаревшими.
Очередной прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK3601(H).
При разработке прототипа конструкторы фирмы учли опыт проектирования и испытаний VK3001(H), посчитав невозможным реализовать в 30-тонной машине все необходимые качества. Новый танк массой почти в 40 т имел много общего с 30-тонным VК3001(H). Первый экземпляр шасси испытывался на полигонах вермахта. Аннулирование программы разработки пушки Герлиха вновь поставило вопрос о вооружении танка. Вообще-то теперь с вооружением все стало совершенно ясно. Гаубица не годилась по одной причине - она не являлась средством борьбы с танками. Оставалась только пушка 88 cm KwK-36.
Проблема заключалось в том, что диаметр погона под орудия должен был быть не 1650 мм, а 1850 мм. Единственный выход из создавшегося положения заключался в вооружении танка 75-м пушкой KwK-42. Это орудие установили на танк «Пантера», который в вермахте считался средним. Министерство вооружений разрешило установку на тяжелый танк башни с диаметром погона 1650 мм, вооруженной 75-мм пушкой KwK-42. Эта башня так никогда и не была построена. Прежде чем фирма Рейнметалл успела приступить к проектированию очередной башни, управление вооружений сухопутных войск аннулировало всю программу VK3601(H), выдав задание на проектирование нового танка под 88-мм орудие.
В мае 1941 г. Поступает официальный правительственный заказ на новый танк, причем сроки ставятся самые жесткие – к следующему дню рождения Гитлера боевую машину нужно представить к испытаниям. В таких условиях «Хеншель и сын АГ» решает использовать в новом проекте все лучшие черты VK3001(H) и VK3601(H). Эрвин Адерс со своими людьми начинают работать день и ночь, что бы уложиться в срок. Последние работы закончили на прототипе 17 апреля, всего за 40 минут до отправки литерного поезда в Растенбург.
«Порше» в своем проекте решает довести до совершенства характеристики ранее отвергнутого VK3001(P).
20 апреля 1942 г. соперники встретились на испытаниях, проходивших на полигоне под Растенбургом. Как известно, Фердинанд Порше был личным другом фюрера, поэтому можно представить его разочарование и досаду ,когда в ходе испытаний со всей очевидностью проявилось превосходство модели VK4501(H) от «Хеншель и сын АГ».
Еще обиднее было то, что не сомневаясь в своей победе, Порше уже поторопился разместить на заводе «Нибелунгенверке» заказ на 90 VK4501(P).
Впоследствии на основе их шасси были созданы тяжелые истребители танков – Фердинанд, названные так в честь своего создателя.
Боевое применение
Начало боевой карьеры «Тигров» было трагическим, чему поспособствовал лично Гитлер, который, не слушая никаких возражений, торопил введение новой техники в строй. В результате «Тигры» были использованы не только не вовремя, но и абсолютно бестолково, Гитлер, единолично принимавший решение об использовании новых машин на Восточном фронте решил переложить всю ответственность за неудачу на исполнителей. Командир батальона, майор Рихард Мэркер был вызван в ставку, где разгневанный фюрер потребовал объяснений. Мэркер пытался доказать, что причиной катастрофы стало применение танков на абсолютно непригодной для этого местности, в итоге майор был снят с должности и переведен командиром роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии и вскоре после этого погиб в бою. Так бесславно закончился первый боевой опыт «Тигров».
Но последующие операции с использованием «Тигров» происходили в совершенно иных условиях, где те сумели проявить себя как следует, завоевав славу самого опасного противника.
Опыт первых шести месяцев использования танков «Тигр» на фронте был обобщен в документе Merkblatt 47а/29 «Подготовка и использование тяжелых танковых батальонов. Тем не менее, по-прежнему не существовало отдельного наставления для командного состава тяжелых танковых рот и батальонов, словно тактика использования тяжелых танков ничем не отличалась от применения танков средних.
Согласно наставлению отмечались большая огневая мощь, хорошая бронезащита и высокая проходимость (даже в зимнее время) материальной части тяжелых танковых рот. Тяжелый танковый батальон идеально подходил для прорыва хорошо укрепленной полосы обороны противника и для борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.
Даже один танк «Тигр» мог остановить волну атакующей советской пехоты. Но и сам «Тигр» нуждался в пехотном прикрытии, а также - в пространстве для маневра. Сам по себе факт присутствия «Тигров» оказывал огромное моральное влияние на германскую пехоту. Моральный фактор вступал в противоречие с критериями боевой эффективности. Наибольшую помощь своей пехоты тяжелые танки могли принести, оставаясь в ближнем тылу на хорошо подготовленных огневых позициях. В этом случае танки «Тигр» имели наиболее выигрышную тактическую ситуацию: внезапный огонь с замаскированных позиций, возможность смены заранее подготовленных позиций, сведенный к минимуму риск поражения танков артогнем или авиацией противника; немаловажный фактор - между танками и противником находилась собственная пехота - можно было не опасаться ручных гранат. Зато в тылу танки «Тигр» не видела собственная пехота. «Тигры» на передовой пехота видела, ее боевой дух от этого поднимался, но танкисты разом теряли все тактические преимущества, взамен приобретая массу проблем. Чаще всего выбор позиции находился не в руках танкистов.
Асы-танкисты, воевавшие на «Тигре»
Курт Книспель - немецкий танкист-ас времён Второй мировой войны. Имея на официальном счету 168 побед над танками противника (и ещё порядка 30-ти неподтвёржденных), является самым результативным танковым асом панцерваффе и самым результативным танкистом Второй мировой войны. Воевал на Восточном и Западном фронтах, однако всех своих побед над танками добился на Восточном фронте. За свой характер так и не был удостоен высших военных наград Третьего рейха (хотя четырежды представлялся). Воевал на: Pz.Kpfw. I; Pz.Kpfw. II; Pz.Kpfw. III; Pz.Kpfw. IV; «Tiger I»; «Tiger II»
Мартин Шройф - немецкий танкист-ас Второй мировой войны. Один из самых успешных танковых асов Второй мировой войны (по неподтверждённым данным уничтожил 161 танк и САУ). Однако, в отличие от Книспеля, Виттманна и Кариуса, информации о нём в открытых источниках почти нет, на основании чего отдельными историками сделаны предположения, что результативность Шройфа - не более, чем выдумка немецкой пропаганды.
Отто Кариус - немецкий танкист-ас времён Второй мировой войны. Уничтожил более 150 танков и САУ противника - в какой-то момент прекратил вести счет побед. Воевал на танках Pz.38, «Тигр», САУ«Ягдтигр». Автор книги «Тигры в грязи». После войны стал фармацевтом, в июне 1956 приобрёл в городе Хершвайлер-Петтерсхайм аптеку, которую переименовал в «Тигр» (Tiger Apotheke). Вплоть до февраля 2011 года возглавлял аптеку «Тигр», по настоящее время продолжает работать аптекарем на условиях «частичной занятости».
Ганс Бёльтер - немецкий ас-танкист Второй мировой войны. Уничтожил 139 танков (по некоторым данным 144). Сначала воевал на Pz.Kpfw. III, но перед самым вторым сражением на Ладоге он получил «Тигр».
Михаэль Виттман - немецкий танкист-ас Второй мировой войны. Один из самых результативных танковых асов Второй мировой войны. Уничтожил 138 танков.
Тематическая информация (ссылки)
Интересные факты и профильная информация - Джордж Форти - "Германская бронетехника во второй мировой войне"
Общая информация - Википедия
Профильная информация - Сайт о Тигре
Информация может дополняться и редактироваться.
Поделиться72017-03-17 15:35:43
Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1
Танк находился в производстве с августа 1942 г. по август 1944 г. За 2 года было выпущено 1354 боевые машины. Все это время эксклюзивным производителем «Тигров» оставалась фирма «Хеншель и сын АГ» (Henschel und Sohn AG), хотя ряд других предприятий и фирм был допущен к производству компонующих деталей для танка. Производство каждого танка занимало 300 000 человеко-часов и стоило 800 000 рейхсмарок. Для повышения ответственности экипажа за свою боевую машину эти данные были приведены в техническом наставлении к танку. Своего пика выпуск «Тигров» достиг весной 1944 г. - более сотни машин в месяц, целых 3 новых танка в день! Работы велись в три смены без выходных. По иронии судьбы пик выпуска "Тигров" совпал с пиком налетов авиации союзников на промышленные объекты Германии, причем заводы по производству танков числились в числе целей наивысшего приоритета.
Основное игровое предназначение машины, рекомендации по тактике использования
«Тигр» является первым тяжелым танком в ветке прокачки Германии. Он имеет великолепное бронирование по сравнению с предшественниками и отличное орудие. Многие игроки соблазнившись этим «задирают нос» и, презирая элементарные тактические принципы летят в убийственную для себя атаку, требуя от техники невозможного.
Следует уяснить, что «Тигр» имеет множество уязвимостей и умелый противник может этим воспользоваться. Но все уязвимости при умелой игре нивелируются его достоинствами.
Основные принципы и советы
- Всегда следует находиться по отношению к противнику ромбом. Даже при движении. Это позволяет увеличить толщину брони, которую придется снаряду пройти, что бы попасть в боевое отделение.
- Следует исключать и пресекать попытки противника совершить фланговый обход. Борт «Тигра» наиболее уязвим, поскольку он менее бронирован, нежели лоб, а сразу за броней находятся боеукладка и топливные баки, попадание в которые зачастую фатально, также в результате пробития могут пострадать члены экипажа и другие модули, повреждение которых тоже может сделать танк небоеспособным или уничтожить.
- Для снижения вероятности подрыва боеукладки можно уменьшить количество снарядов в ней. Это возможно проделать в меню выбора техники после загрузки боя, передвинув ползунки снарядов.
- В боеукладке большую часть места следует отдать под бронебойные снаряды. Также рекомендуется возить некоторое количество фугасных снарядов для борьбы с артиллерией и ЗСУ противника. Кумулятивные снаряды крайне неэффективны, поскольку уступают бронебойным в пробитии на основных дистанциях боя, а также имеют посредственную баллистику.
- Вести стрельбу следует наверняка, при полной остановке, выждав окончание раскачки танка. На близких дистанциях боя следует целиться в наиболее уязвимые места танка противника для его эффективного и гарантированного поражения с 1-2 выстрелов.
- Не следует играть уставшим, утомленным и если нет возможности сконцентрироваться на игре. Ничего, кроме нервозности, расстройства и падения результативности такая игра не принесет.
Выбор позиции
Выбирать позицию следует так, что бы все подходы к ней хорошо просматривались и простреливались. Таким образом, противник не сможет застать врасплох фланговым обходом. «Тигр», занявший выгодную позицию, способен удерживать в одиночку направление. В режимах «Захват» и «Превосходство» необходимо выбирать позицию, с которой можно отбить и в дальнейшем захватить точку. Всегда следует рассчитывать на совместное с союзниками наступление, поскольку нахождение «Тигра» на одной позиции в течение всего боя может неблагоприятно сказаться на шансах на победу. «Тигру», после сдерживания позиции и разгрома волны наступающего противника, следует продвигаться совместно с союзниками для дальнейшего разгрома и окружения неприятеля. Также следует предусмотреть пути отступления в случае необходимости ремонта или при встрече с грозным противником, превосходящим «Тигра» в бронировании и огневой мощи. Нежелателен выбор позиции на гребне голой возвышенности, поскольку танк избравший себе эту позицию станет приоритетной целью для орудий противника, ввиду своей открытости и заметности.
Борьба с более мощным противником
«Тигру» нередко приходится иметь дело с техникой, превосходящей его в бронировании и огневой мощи. Ни в коем случае недопустимо входить в дуэльные схватки с ИС-2. Орудие «Сталина» способно пробить «Тигра» с дистанции более 2 км и подбить или уничтожить его! Лобовая броня ИС-2 же неприступна для орудия «Тигра» на дистанциях свыше 500 м. Следует забыть о том, что «Тигр» - тяжелый танк, теперь необходимо действовать гораздо аккуратнее и стараться незаметно обойти ИС-2 с флангов, благо его бортовая броня уязвима на дистанциях до 1км
Не стоит пытаться идти в лоб и на прочую технику, имеющую орудие калибром свыше 100 мм.
Сильные и слабые стороны машины
Сильные стороны
Хорошая для своего ранга лобовая броня;
Хорошее орудие, позволяющее пробивать в лоб большинство встречающихся противников;
Неплотная компоновка танка дает больше шансов выжить экипажу после пробития;
Хорошая подвижность дает возможность быстрой смены позиции;
Великолепные углы вертикальной наводки.
Слабые стороны
Небольшая скорость поворота башни;
Боеукладка расположенная по бортам, любое пробитие в борт может оказаться фатальным;
Переднее расположение трансмиссии, ее повреждение в результате пробития в лоб обездвиживает танк.
Вооружение
Главный калибр «Тигра» - пушка 8,8 cm Kampfwagenkanone 36 L/56, танковый вариант знаменитой зенитной пушки Flak-18/36. Для своего времени орудие танка "Тигр" являлось самой мощной танковой пушкой в мире, способной поразить любой танк на дистанции до 2000 м. Мощность бронебойных снарядов была столь высока, что у советских танков от удара срывало башни и отбрасывало на несколько метров. Среди немецких солдат тут же родилась шутка, что «русские танки снимают шляпы перед “Тиграми”». Такой успех имел огромное воздействие на боевой дух немецкой армии. Обычно стрельба по бронетехнике велась с дистанций до 1000 м. На этих дистанциях опытный наводчик выводил из строя танк противника одним снарядом. На дистанции порядка 2000 м хорошим результатом считалось четыре снаряда на один танк. Стрелять на дистанции более 2000 м не рекомендовалось, хотя допускалось поражение неподвижных целей на дальностях до 2500 м.
На больших дистанциях цели должны были поражаться залповым огнем взвода "Тигров". Иногда огонь по незащищенным целям велся одиночными танками на очень больших дальностях. Известен случай уничтожения "Тигром" советской пушки на конной тяге на дистанции 5000 м. В Африке опытные наводчики зенитных орудий привлекались для ведения контрбатарейной борьбы, временно заменяя штатных наводчиков танков "Тигр" из 501-го тяжелого танкового батальона. Известен случай подавления британской батареи 26-фунтовых пушек на дистанции 7600 м.
Бронезащита и живучесть
Танки «Тигр» получили очень мощную бронезащиту. Использовалась катаная хромоникельмолибденовая гомогенная броневая сталь. Бронелисты соединялись между собой на шипах, после чего их стыки проваривались специальными двойными швами , что позволило достигнуть высокой механической точности. Наглядно показывает надежность бронирования «Тигра» следующий случай: «…На южном участке Восточного фронта в одном, шестичасовом сражении «Тигр» получил 227 попаданий из противотанковых орудий противника, не считая 14 попаданий 57-мм снарядов 11 – 76.2-мм. При этом его броня осталась неповрежденной! Опорные катки разлетелись на куски, вылетели два торсиона, несколько противотанковых снарядов застряли в трансмиссии, три мины разорвались под гусеницами. И тем не менее после этого «Тигр» прошел еще 60 км по пересеченной местности!...» Из-за своей неуязвимости «Тигры» даже получили гордое имя: «Общество страхования жизни». Ведь танкисты, сидя в нем, чувствовали себя в наибольшей безопасности, чем где бы то ни было.
История создания
Работы по созданию нового тяжелого танка начались лишь в 1937 г. Именно тогда фирма «Хеншель и сын АГ» получила заказ от управления вооружений сухопутных войск на разработку тяжелого 30-33-тонного танка, который получил обозначение DW1 (Durchbruchwagen – танк прорыва).
Как только начались испытания, фирма неожиданно получает распоряжение свернуть все работы над прототипом и приступить к разработке сверхтяжелого 65-тонного танка. Вскоре были созданы два прототипа VK6501,
но едва их начали испытывать, как поступила новая директива – вернуться к предыдущему варианту – DW1. Вскоре, в 1940 г. Был представлен усовершенствованный вариант нового танка, получившего обозначение DW2.
В 1941 г. Начались испытания, в это же время к процессу разработки нового «танка прорыва» подключаются три фирмы – «Порше», «Даймлер-Бенц АГ» и «МАН».
На стадии испытаний прототип получил обозначение VK3001(H). Всего было построено 4 прототипа, которые формой корпуса напоминали Pz.Kpfw. IV, зато имели новую ходовую часть с 7 парами обрезиненных опорных катков при 3 парах поддерживающих.
Вот-вот должно было начаться серийное производство, но появление советского танка Т-34 заставило отправить проект в мусорную корзину.
Вскоре были представлены новые проекты. Проект Фердинанда Порше VK3001(P) с электрической трансмиссией и продольной торсионной подвеской показался комиссии слишком нетрадиционным и сложным в производстве, поэтому был отклонен. Проекты «МАН» и «Даймлер-Бенц АГ» комиссия сочла устаревшими.
Очередной прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK3601(H).
При разработке прототипа конструкторы фирмы учли опыт проектирования и испытаний VK3001(H), посчитав невозможным реализовать в 30-тонной машине все необходимые качества. Новый танк массой почти в 40 т имел много общего с 30-тонным VК3001(H). Первый экземпляр шасси испытывался на полигонах вермахта. Аннулирование программы разработки пушки Герлиха вновь поставило вопрос о вооружении танка. Вообще-то теперь с вооружением все стало совершенно ясно. Гаубица не годилась по одной причине - она не являлась средством борьбы с танками. Оставалась только пушка 88 cm KwK-36.
Проблема заключалось в том, что диаметр погона под орудия должен был быть не 1650 мм, а 1850 мм. Единственный выход из создавшегося положения заключался в вооружении танка 75-м пушкой KwK-42. Это орудие установили на танк «Пантера», который в вермахте считался средним. Министерство вооружений разрешило установку на тяжелый танк башни с диаметром погона 1650 мм, вооруженной 75-мм пушкой KwK-42. Эта башня так никогда и не была построена. Прежде чем фирма Рейнметалл успела приступить к проектированию очередной башни, управление вооружений сухопутных войск аннулировало всю программу VK3601(H), выдав задание на проектирование нового танка под 88-мм орудие.
В мае 1941 г. Поступает официальный правительственный заказ на новый танк, причем сроки ставятся самые жесткие – к следующему дню рождения Гитлера боевую машину нужно представить к испытаниям. В таких условиях «Хеншель и сын АГ» решает использовать в новом проекте все лучшие черты VK3001(H) и VK3601(H). Эрвин Адерс со своими людьми начинают работать день и ночь, что бы уложиться в срок. Последние работы закончили на прототипе 17 апреля, всего за 40 минут до отправки литерного поезда в Растенбург.
«Порше» в своем проекте решает довести до совершенства характеристики ранее отвергнутого VK3001(P).
20 апреля 1942 г. соперники встретились на испытаниях, проходивших на полигоне под Растенбургом. Как известно, Фердинанд Порше был личным другом фюрера, поэтому можно представить его разочарование и досаду ,когда в ходе испытаний со всей очевидностью проявилось превосходство модели VK4501(H) от «Хеншель и сын АГ».
Еще обиднее было то, что не сомневаясь в своей победе, Порше уже поторопился разместить на заводе «Нибелунгенверке» заказ на 90 VK4501(P).
Впоследствии на основе их шасси были созданы тяжелые истребители танков – Фердинанд, названные так в честь своего создателя.
Боевое применение
Начало боевой карьеры «Тигров» было трагическим, чему поспособствовал лично Гитлер, который, не слушая никаких возражений, торопил введение новой техники в строй. В результате «Тигры» были использованы не только не вовремя, но и абсолютно бестолково, Гитлер, единолично принимавший решение об использовании новых машин на Восточном фронте решил переложить всю ответственность за неудачу на исполнителей. Командир батальона, майор Рихард Мэркер был вызван в ставку, где разгневанный фюрер потребовал объяснений. Мэркер пытался доказать, что причиной катастрофы стало применение танков на абсолютно непригодной для этого местности, в итоге майор был снят с должности и переведен командиром роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии и вскоре после этого погиб в бою. Так бесславно закончился первый боевой опыт «Тигров».
Но последующие операции с использованием «Тигров» происходили в совершенно иных условиях, где те сумели проявить себя как следует, завоевав славу самого опасного противника.
Опыт первых шести месяцев использования танков «Тигр» на фронте был обобщен в документе Merkblatt 47а/29 «Подготовка и использование тяжелых танковых батальонов. Тем не менее, по-прежнему не существовало отдельного наставления для командного состава тяжелых танковых рот и батальонов, словно тактика использования тяжелых танков ничем не отличалась от применения танков средних.
Согласно наставлению отмечались большая огневая мощь, хорошая бронезащита и высокая проходимость (даже в зимнее время) материальной части тяжелых танковых рот. Тяжелый танковый батальон идеально подходил для прорыва хорошо укрепленной полосы обороны противника и для борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.
Даже один танк «Тигр» мог остановить волну атакующей советской пехоты. Но и сам «Тигр» нуждался в пехотном прикрытии, а также - в пространстве для маневра. Сам по себе факт присутствия «Тигров» оказывал огромное моральное влияние на германскую пехоту. Моральный фактор вступал в противоречие с критериями боевой эффективности. Наибольшую помощь своей пехоты тяжелые танки могли принести, оставаясь в ближнем тылу на хорошо подготовленных огневых позициях. В этом случае танки «Тигр» имели наиболее выигрышную тактическую ситуацию: внезапный огонь с замаскированных позиций, возможность смены заранее подготовленных позиций, сведенный к минимуму риск поражения танков артогнем или авиацией противника; немаловажный фактор - между танками и противником находилась собственная пехота - можно было не опасаться ручных гранат. Зато в тылу танки «Тигр» не видела собственная пехота. «Тигры» на передовой пехота видела, ее боевой дух от этого поднимался, но танкисты разом теряли все тактические преимущества, взамен приобретая массу проблем. Чаще всего выбор позиции находился не в руках танкистов.
Асы-танкисты, воевавшие на «Тигре»
Курт Книспель - немецкий танкист-ас времён Второй мировой войны. Имея на официальном счету 168 побед над танками противника (и ещё порядка 30-ти неподтвёржденных), является самым результативным танковым асом панцерваффе и самым результативным танкистом Второй мировой войны. Воевал на Восточном и Западном фронтах, однако всех своих побед над танками добился на Восточном фронте. За свой характер так и не был удостоен высших военных наград Третьего рейха (хотя четырежды представлялся). Воевал на: Pz.Kpfw. I; Pz.Kpfw. II; Pz.Kpfw. III; Pz.Kpfw. IV; «Tiger I»; «Tiger II»
Мартин Шройф - немецкий танкист-ас Второй мировой войны. Один из самых успешных танковых асов Второй мировой войны (по неподтверждённым данным уничтожил 161 танк и САУ). Однако, в отличие от Книспеля, Виттманна и Кариуса, информации о нём в открытых источниках почти нет, на основании чего отдельными историками сделаны предположения, что результативность Шройфа - не более, чем выдумка немецкой пропаганды.
Отто Кариус - немецкий танкист-ас времён Второй мировой войны. Уничтожил более 150 танков и САУ противника - в какой-то момент прекратил вести счет побед. Воевал на танках Pz.38, «Тигр», САУ«Ягдтигр». Автор книги «Тигры в грязи». После войны стал фармацевтом, в июне 1956 приобрёл в городе Хершвайлер-Петтерсхайм аптеку, которую переименовал в «Тигр» (Tiger Apotheke). Вплоть до февраля 2011 года возглавлял аптеку «Тигр», по настоящее время продолжает работать аптекарем на условиях «частичной занятости».
Ганс Бёльтер - немецкий ас-танкист Второй мировой войны. Уничтожил 139 танков (по некоторым данным 144). Сначала воевал на Pz.Kpfw. III, но перед самым вторым сражением на Ладоге он получил «Тигр».
Михаэль Виттман - немецкий танкист-ас Второй мировой войны. Один из самых результативных танковых асов Второй мировой войны. Уничтожил 138 танков.
Тематическая информация (ссылки)
Интересные факты и профильная информация - Джордж Форти - "Германская бронетехника во второй мировой войне"
Общая информация - Википедия
Профильная информация - Сайт о Тигре
Информация может дополняться и редактироваться.
Поделиться82017-03-17 15:36:01
Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1
Танк находился в производстве с августа 1942 г. по август 1944 г. За 2 года было выпущено 1354 боевые машины. Все это время эксклюзивным производителем «Тигров» оставалась фирма «Хеншель и сын АГ» (Henschel und Sohn AG), хотя ряд других предприятий и фирм был допущен к производству компонующих деталей для танка. Производство каждого танка занимало 300 000 человеко-часов и стоило 800 000 рейхсмарок. Для повышения ответственности экипажа за свою боевую машину эти данные были приведены в техническом наставлении к танку. Своего пика выпуск «Тигров» достиг весной 1944 г. - более сотни машин в месяц, целых 3 новых танка в день! Работы велись в три смены без выходных. По иронии судьбы пик выпуска "Тигров" совпал с пиком налетов авиации союзников на промышленные объекты Германии, причем заводы по производству танков числились в числе целей наивысшего приоритета.
Основное игровое предназначение машины, рекомендации по тактике использования
«Тигр» является первым тяжелым танком в ветке прокачки Германии. Он имеет великолепное бронирование по сравнению с предшественниками и отличное орудие. Многие игроки соблазнившись этим «задирают нос» и, презирая элементарные тактические принципы летят в убийственную для себя атаку, требуя от техники невозможного.
Следует уяснить, что «Тигр» имеет множество уязвимостей и умелый противник может этим воспользоваться. Но все уязвимости при умелой игре нивелируются его достоинствами.Основные принципы и советы
- Всегда следует находиться по отношению к противнику ромбом. Даже при движении. Это позволяет увеличить толщину брони, которую придется снаряду пройти, что бы попасть в боевое отделение.- Следует исключать и пресекать попытки противника совершить фланговый обход. Борт «Тигра» наиболее уязвим, поскольку он менее бронирован, нежели лоб, а сразу за броней находятся боеукладка и топливные баки, попадание в которые зачастую фатально, также в результате пробития могут пострадать члены экипажа и другие модули, повреждение которых тоже может сделать танк небоеспособным или уничтожить.
- Для снижения вероятности подрыва боеукладки можно уменьшить количество снарядов в ней. Это возможно проделать в меню выбора техники после загрузки боя, передвинув ползунки снарядов.
- В боеукладке большую часть места следует отдать под бронебойные снаряды. Также рекомендуется возить некоторое количество фугасных снарядов для борьбы с артиллерией и ЗСУ противника. Кумулятивные снаряды крайне неэффективны, поскольку уступают бронебойным в пробитии на основных дистанциях боя, а также имеют посредственную баллистику.
- Вести стрельбу следует наверняка, при полной остановке, выждав окончание раскачки танка. На близких дистанциях боя следует целиться в наиболее уязвимые места танка противника для его эффективного и гарантированного поражения с 1-2 выстрелов.
- Не следует играть уставшим, утомленным и если нет возможности сконцентрироваться на игре. Ничего, кроме нервозности, расстройства и падения результативности такая игра не принесет.Выбор позиции
Выбирать позицию следует так, что бы все подходы к ней хорошо просматривались и простреливались. Таким образом, противник не сможет застать врасплох фланговым обходом. «Тигр», занявший выгодную позицию, способен удерживать в одиночку направление. В режимах «Захват» и «Превосходство» необходимо выбирать позицию, с которой можно отбить и в дальнейшем захватить точку. Всегда следует рассчитывать на совместное с союзниками наступление, поскольку нахождение «Тигра» на одной позиции в течение всего боя может неблагоприятно сказаться на шансах на победу. «Тигру», после сдерживания позиции и разгрома волны наступающего противника, следует продвигаться совместно с союзниками для дальнейшего разгрома и окружения неприятеля. Также следует предусмотреть пути отступления в случае необходимости ремонта или при встрече с грозным противником, превосходящим «Тигра» в бронировании и огневой мощи. Нежелателен выбор позиции на гребне голой возвышенности, поскольку танк избравший себе эту позицию станет приоритетной целью для орудий противника, ввиду своей открытости и заметности.
Борьба с более мощным противником
«Тигру» нередко приходится иметь дело с техникой, превосходящей его в бронировании и огневой мощи. Ни в коем случае недопустимо входить в дуэльные схватки с ИС-2. Орудие «Сталина» способно пробить «Тигра» с дистанции более 2 км и подбить или уничтожить его! Лобовая броня ИС-2 же неприступна для орудия «Тигра» на дистанциях свыше 500 м. Следует забыть о том, что «Тигр» - тяжелый танк, теперь необходимо действовать гораздо аккуратнее и стараться незаметно обойти ИС-2 с флангов, благо его бортовая броня уязвима на дистанциях до 1км
Не стоит пытаться идти в лоб и на прочую технику, имеющую орудие калибром свыше 100 мм.Сильные и слабые стороны машины
Сильные стороны
Хорошая для своего ранга лобовая броня;
Хорошее орудие, позволяющее пробивать в лоб большинство встречающихся противников;
Неплотная компоновка танка дает больше шансов выжить экипажу после пробития;
Хорошая подвижность дает возможность быстрой смены позиции;
Великолепные углы вертикальной наводки.Слабые стороны
Небольшая скорость поворота башни;
Боеукладка расположенная по бортам, любое пробитие в борт может оказаться фатальным;
Переднее расположение трансмиссии, ее повреждение в результате пробития в лоб обездвиживает танк.Вооружение
Главный калибр «Тигра» - пушка 8,8 cm Kampfwagenkanone 36 L/56, танковый вариант знаменитой зенитной пушки Flak-18/36. Для своего времени орудие танка "Тигр" являлось самой мощной танковой пушкой в мире, способной поразить любой танк на дистанции до 2000 м. Мощность бронебойных снарядов была столь высока, что у советских танков от удара срывало башни и отбрасывало на несколько метров. Среди немецких солдат тут же родилась шутка, что «русские танки снимают шляпы перед “Тиграми”». Такой успех имел огромное воздействие на боевой дух немецкой армии. Обычно стрельба по бронетехнике велась с дистанций до 1000 м. На этих дистанциях опытный наводчик выводил из строя танк противника одним снарядом. На дистанции порядка 2000 м хорошим результатом считалось четыре снаряда на один танк. Стрелять на дистанции более 2000 м не рекомендовалось, хотя допускалось поражение неподвижных целей на дальностях до 2500 м.
На больших дистанциях цели должны были поражаться залповым огнем взвода "Тигров". Иногда огонь по незащищенным целям велся одиночными танками на очень больших дальностях. Известен случай уничтожения "Тигром" советской пушки на конной тяге на дистанции 5000 м. В Африке опытные наводчики зенитных орудий привлекались для ведения контрбатарейной борьбы, временно заменяя штатных наводчиков танков "Тигр" из 501-го тяжелого танкового батальона. Известен случай подавления британской батареи 26-фунтовых пушек на дистанции 7600 м.Бронезащита и живучесть
Танки «Тигр» получили очень мощную бронезащиту. Использовалась катаная хромоникельмолибденовая гомогенная броневая сталь. Бронелисты соединялись между собой на шипах, после чего их стыки проваривались специальными двойными швами , что позволило достигнуть высокой механической точности. Наглядно показывает надежность бронирования «Тигра» следующий случай: «…На южном участке Восточного фронта в одном, шестичасовом сражении «Тигр» получил 227 попаданий из противотанковых орудий противника, не считая 14 попаданий 57-мм снарядов 11 – 76.2-мм. При этом его броня осталась неповрежденной! Опорные катки разлетелись на куски, вылетели два торсиона, несколько противотанковых снарядов застряли в трансмиссии, три мины разорвались под гусеницами. И тем не менее после этого «Тигр» прошел еще 60 км по пересеченной местности!...» Из-за своей неуязвимости «Тигры» даже получили гордое имя: «Общество страхования жизни». Ведь танкисты, сидя в нем, чувствовали себя в наибольшей безопасности, чем где бы то ни было.
История создания
Работы по созданию нового тяжелого танка начались лишь в 1937 г. Именно тогда фирма «Хеншель и сын АГ» получила заказ от управления вооружений сухопутных войск на разработку тяжелого 30-33-тонного танка, который получил обозначение DW1 (Durchbruchwagen – танк прорыва).
Как только начались испытания, фирма неожиданно получает распоряжение свернуть все работы над прототипом и приступить к разработке сверхтяжелого 65-тонного танка. Вскоре были созданы два прототипа VK6501,
но едва их начали испытывать, как поступила новая директива – вернуться к предыдущему варианту – DW1. Вскоре, в 1940 г. Был представлен усовершенствованный вариант нового танка, получившего обозначение DW2.
В 1941 г. Начались испытания, в это же время к процессу разработки нового «танка прорыва» подключаются три фирмы – «Порше», «Даймлер-Бенц АГ» и «МАН».
На стадии испытаний прототип получил обозначение VK3001(H). Всего было построено 4 прототипа, которые формой корпуса напоминали Pz.Kpfw. IV, зато имели новую ходовую часть с 7 парами обрезиненных опорных катков при 3 парах поддерживающих.Вот-вот должно было начаться серийное производство, но появление советского танка Т-34 заставило отправить проект в мусорную корзину.
Вскоре были представлены новые проекты. Проект Фердинанда Порше VK3001(P) с электрической трансмиссией и продольной торсионной подвеской показался комиссии слишком нетрадиционным и сложным в производстве, поэтому был отклонен. Проекты «МАН» и «Даймлер-Бенц АГ» комиссия сочла устаревшими.
Очередной прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK3601(H).При разработке прототипа конструкторы фирмы учли опыт проектирования и испытаний VK3001(H), посчитав невозможным реализовать в 30-тонной машине все необходимые качества. Новый танк массой почти в 40 т имел много общего с 30-тонным VК3001(H). Первый экземпляр шасси испытывался на полигонах вермахта. Аннулирование программы разработки пушки Герлиха вновь поставило вопрос о вооружении танка. Вообще-то теперь с вооружением все стало совершенно ясно. Гаубица не годилась по одной причине - она не являлась средством борьбы с танками. Оставалась только пушка 88 cm KwK-36.
Проблема заключалось в том, что диаметр погона под орудия должен был быть не 1650 мм, а 1850 мм. Единственный выход из создавшегося положения заключался в вооружении танка 75-м пушкой KwK-42. Это орудие установили на танк «Пантера», который в вермахте считался средним. Министерство вооружений разрешило установку на тяжелый танк башни с диаметром погона 1650 мм, вооруженной 75-мм пушкой KwK-42. Эта башня так никогда и не была построена. Прежде чем фирма Рейнметалл успела приступить к проектированию очередной башни, управление вооружений сухопутных войск аннулировало всю программу VK3601(H), выдав задание на проектирование нового танка под 88-мм орудие.
В мае 1941 г. Поступает официальный правительственный заказ на новый танк, причем сроки ставятся самые жесткие – к следующему дню рождения Гитлера боевую машину нужно представить к испытаниям. В таких условиях «Хеншель и сын АГ» решает использовать в новом проекте все лучшие черты VK3001(H) и VK3601(H). Эрвин Адерс со своими людьми начинают работать день и ночь, что бы уложиться в срок. Последние работы закончили на прототипе 17 апреля, всего за 40 минут до отправки литерного поезда в Растенбург.
«Порше» в своем проекте решает довести до совершенства характеристики ранее отвергнутого VK3001(P).
20 апреля 1942 г. соперники встретились на испытаниях, проходивших на полигоне под Растенбургом. Как известно, Фердинанд Порше был личным другом фюрера, поэтому можно представить его разочарование и досаду ,когда в ходе испытаний со всей очевидностью проявилось превосходство модели VK4501(H) от «Хеншель и сын АГ».Еще обиднее было то, что не сомневаясь в своей победе, Порше уже поторопился разместить на заводе «Нибелунгенверке» заказ на 90 VK4501(P).
Впоследствии на основе их шасси были созданы тяжелые истребители танков – Фердинанд, названные так в честь своего создателя.
Боевое применение
Начало боевой карьеры «Тигров» было трагическим, чему поспособствовал лично Гитлер, который, не слушая никаких возражений, торопил введение новой техники в строй. В результате «Тигры» были использованы не только не вовремя, но и абсолютно бестолково, Гитлер, единолично принимавший решение об использовании новых машин на Восточном фронте решил переложить всю ответственность за неудачу на исполнителей. Командир батальона, майор Рихард Мэркер был вызван в ставку, где разгневанный фюрер потребовал объяснений. Мэркер пытался доказать, что причиной катастрофы стало применение танков на абсолютно непригодной для этого местности, в итоге майор был снят с должности и переведен командиром роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии и вскоре после этого погиб в бою. Так бесславно закончился первый боевой опыт «Тигров».
Но последующие операции с использованием «Тигров» происходили в совершенно иных условиях, где те сумели проявить себя как следует, завоевав славу самого опасного противника.
Опыт первых шести месяцев использования танков «Тигр» на фронте был обобщен в документе Merkblatt 47а/29 «Подготовка и использование тяжелых танковых батальонов. Тем не менее, по-прежнему не существовало отдельного наставления для командного состава тяжелых танковых рот и батальонов, словно тактика использования тяжелых танков ничем не отличалась от применения танков средних.
Согласно наставлению отмечались большая огневая мощь, хорошая бронезащита и высокая проходимость (даже в зимнее время) материальной части тяжелых танковых рот. Тяжелый танковый батальон идеально подходил для прорыва хорошо укрепленной полосы обороны противника и для борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.
Даже один танк «Тигр» мог остановить волну атакующей советской пехоты. Но и сам «Тигр» нуждался в пехотном прикрытии, а также - в пространстве для маневра. Сам по себе факт присутствия «Тигров» оказывал огромное моральное влияние на германскую пехоту. Моральный фактор вступал в противоречие с критериями боевой эффективности. Наибольшую помощь своей пехоты тяжелые танки могли принести, оставаясь в ближнем тылу на хорошо подготовленных огневых позициях. В этом случае танки «Тигр» имели наиболее выигрышную тактическую ситуацию: внезапный огонь с замаскированных позиций, возможность смены заранее подготовленных позиций, сведенный к минимуму риск поражения танков артогнем или авиацией противника; немаловажный фактор - между танками и противником находилась собственная пехота - можно было не опасаться ручных гранат. Зато в тылу танки «Тигр» не видела собственная пехота. «Тигры» на передовой пехота видела, ее боевой дух от этого поднимался, но танкисты разом теряли все тактические преимущества, взамен приобретая массу проблем. Чаще всего выбор позиции находился не в руках танкистов.Асы-танкисты, воевавшие на «Тигре»
Курт Книспель - немецкий танкист-ас времён Второй мировой войны. Имея на официальном счету 168 побед над танками противника (и ещё порядка 30-ти неподтвёржденных), является самым результативным танковым асом панцерваффе и самым результативным танкистом Второй мировой войны. Воевал на Восточном и Западном фронтах, однако всех своих побед над танками добился на Восточном фронте. За свой характер так и не был удостоен высших военных наград Третьего рейха (хотя четырежды представлялся). Воевал на: Pz.Kpfw. I; Pz.Kpfw. II; Pz.Kpfw. III; Pz.Kpfw. IV; «Tiger I»; «Tiger II»
Мартин Шройф - немецкий танкист-ас Второй мировой войны. Один из самых успешных танковых асов Второй мировой войны (по неподтверждённым данным уничтожил 161 танк и САУ). Однако, в отличие от Книспеля, Виттманна и Кариуса, информации о нём в открытых источниках почти нет, на основании чего отдельными историками сделаны предположения, что результативность Шройфа - не более, чем выдумка немецкой пропаганды.
Отто Кариус - немецкий танкист-ас времён Второй мировой войны. Уничтожил более 150 танков и САУ противника - в какой-то момент прекратил вести счет побед. Воевал на танках Pz.38, «Тигр», САУ«Ягдтигр». Автор книги «Тигры в грязи». После войны стал фармацевтом, в июне 1956 приобрёл в городе Хершвайлер-Петтерсхайм аптеку, которую переименовал в «Тигр» (Tiger Apotheke). Вплоть до февраля 2011 года возглавлял аптеку «Тигр», по настоящее время продолжает работать аптекарем на условиях «частичной занятости».
Ганс Бёльтер - немецкий ас-танкист Второй мировой войны. Уничтожил 139 танков (по некоторым данным 144). Сначала воевал на Pz.Kpfw. III, но перед самым вторым сражением на Ладоге он получил «Тигр».
Михаэль Виттман - немецкий танкист-ас Второй мировой войны. Один из самых результативных танковых асов Второй мировой войны. Уничтожил 138 танков.
Тематическая информация (ссылки)
Интересные факты и профильная информация - Джордж Форти - "Германская бронетехника во второй мировой войне"
Общая информация - Википедия
Профильная информация - Сайт о ТигреТема-обсуждение "Тигра"
Информация может дополняться и редактироваться.